Как преодолеть школьные трудности?

К сожалению, детей с гипеарактивностью и дефицитом внимания в школе недолюбливают. У педагогов не хватает времени, чтобы организовать ребенка, успокоить его, привлечь внимание, если но отвлекся. Зачастую такие дети становятся в классе "козлами отпущения", то есть плохо ведут себя все по-немного, но весь негатив учительницы достается одному ребенку.

Впрочем, ребенок отвечает школе взаимностью. Школьная система не подходит ребенку с СДВГ и вот почему.

Дети, как и взрослые, учатся по-разному. Чтобы чему-то научиться у других людей, нужно получить информацию. У человека существует несколько каналов восприятия информации:

  1. аудиальный — восприятие информации на слух
  2. визуальный — восприятие зрительной информации
  3. кинестетический — восприятие информации об окружающем мире через непосредственный опыт

Все дети с СДВГ 100-процентные кинестетики! Они учатся через опыт, а не слушая лекции и переписывая тексты. Однако школьная система основана на обучении через аудиальный и визуальный каналы информации. Девиз школьной системы: смотри, слушай, повторяй. Ребенок с гиперактивностью и дефицитом внимания никогда не будет любить школу, просто потому, что такая система обучения ему не подходит! Сами дети говорят, что в школе им нравятся только труды, рисование и физкультура, а это именно те предметы, где нужно что-то делать, получать знания через непосредственный опыт.

Родителям важно принять тот факт, что их ребенок никогда не полюбит школу. Но это не значит, что он не сможет учиться и вполне приемлемо ее закончить. В данный момент по закону РФ дети обязаны получить среднее образование, так что как ни крути, но со школьной программой нужно справится.

Что делать, если ребенок не хочет или не любит учиться в школе? Когда сама по себе школа не является мотивирующим фактором, задача родителей найти другой мотивирующий фактор, ради которого ребенок захочет учиться. Ребенку можно предложить различные типы поощрения за обучение в школе: участие  в другой интересной деятельности вне школы, деньги на карманные расходы, призы, поездки, грамоты. Создание мотивации для ребенка — творческий процесс, и только родители, зная своего ребенка и свои возможности, могут решить, как это сделать.

Маленькие дети не отличают оценки за свои поступки от оценок самих себя. Когда ребенок получает плохую оценку в школе, ему кажется, что это он плохой, а не он плохо выучил стихотворение. Самая важная задача родителей — не допустить, чтобы школа сформировала у ребенка заниженную самооценку. Школа закончится, а самооценка сохраниться на всю жизнь, и ее очень сложно исправлять. Если способностей ребенка хватает на то, чтобы учиться в школе на тройки, в этом нет ничего страшного! Возможно, у него есть таланты в музыке, спорте или театральном искусстве. Нужно всего лишь помочь ребенку найти ту область деятельности, в которой он будет успешен.

К сожалению, некоторые учителя склонны "гнобить" неудобных, шебутных или невнимательных детей. К такой позиции взрослого с готовностью присоединяются одноклассники. Для ребенка такая ситуация очень травматична. По-возможности, нужно искать лояльного понимающего педагога, беседовать с ним об особенностях психики ребенка, просить уделять ребенку внимание, садить на первые парты, чтобы ребенок меньше отвлекался. Не все учителя готовы идти навстречу, но таких можно найти.

Обязательно поддерживайте увлечения ребенка вне школы, даже если они расходятся с вашими. Увлечение ребенка чем-то важным для него даст огромный заряд энергии. Этой энергии с лихвой хватит, чтобы вытерпеть нелюбимую школу. Мотивируйте ребенка: давай скорее делай домашнее задание и побежишь заниматься своим любимым делом! Ошибку совершают родители, которые говорят: раз не успеваешь по школе, я отменяю все твои дополнительные занятия и кружки, будем учиться, учиться и учиться. Ничего не выйдет — ребенок закиснет и начнет учиться еще хуже, либо будет учиться только из-под палки и возненавидит школу. А сколько сил и нервов потратят родители! Ищите то, что зарядит ребенка энергией! Разжигайте и поддерживайте огонь! И вам не придется заставлять ребенка.