Гиперактивный ребенок

Прежде всего, я хочу сказать, что испытываю искреннюю симпатию к детям, которых называют гиперактивными, или присваивают им синдром дефицита внимания, или СДВГ. Повидав большое количество таких детей за время своей психологической практики, я обнаружила общие черты их характера, которые мне очень симпатичны.

Искренность. Доброта. Бесхитростность. Творчество. Наивность. Открытость. Любвеобильность.

Да, с такими детьми бывает трудно. Они не вписываются в образовательную систему, с трудом подчиняются нормам и правилам, доставляют массу хлопот своей чрезмерной подвижностью, неуклюжестью, витанием в облаках и неспособностью усидеть на месте. Однако они намного дольше остаются настоящими детьми - искренними и наивными. Обычно в них таится огромный творческий потенциал. Да, мало кто из таких детей становится математиком, однако из них получаются отличные артисты, художники, менеджеры по продажам, журналисты и представители других творческих профессий.

Гиперактивность, как и дефицит внимания, - это врожденная особенность строения нервной системы вашего ребенка. Мы не будем вдаваться в медицинские тонкости, обсуждать теории и механизмы возникновения СДВГ. Однако каждому родителю такого ребенка необходимо осознавать - он таким будет всегда! Всю свою жизнь. Наша задача - научить ребенка жить с такими особенностями темперамента и использовать свои сильные стороны. Приспособиться к себе, найти в себе плюсы, а их немало! Однако на практике происходит совсем другая история. Неудобного ребенка пытаются втиснуть в рамки правил, сделать таким, как все, ругают и критикуют.

При правильной коррекции особенности ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания сглаживаются к подростковому возрасту. Но если до этого времени взрослым удалось убедить ребенка, что он никчемный неудачник, случаются самые страшные последствия СДВГ. Их называют вторичными. То есть они накладываются на особенности темперамента ребенка, а не являются прямым следствием. Если ребенка 15 лет ругали и убеждали в его несоответствии всем нормам и правилам, ему ничего не остается делать, как пуститься во все тяжкие. Именно поэтому, подростки с СДВГ являются группой риска по наркомании, алкоголизму и другому асоциальному поведению.

Причина печальных последствий не СДВГ, а отношение взрослых!

Родителям и педагогам важно знать, как взаимодействовать с ребенком с гиперактивностью и дефицитом внимания, как помочь ему адаптироваться к особенностям своего темперамента и вырасти успешным человеком.